РБК: Добанкротный анализ рисков контролирующих должника лиц
В последние годы под наиболее чувствительные материальные последствия от процедур банкротства подпадают контролирующие лица должника
Последствия введения процедуры банкротства различны для разных категорий участников дела о банкротстве, так:
для должника это ликвидационные процедуры и полное прекращение деятельности;
для кредиторов это непогашение задолженности и дополнительные расходы, что могут быть связанны с процедурой взыскания и банкротства;
для работников предприятия увольнение и риски несвоевременного погашения или неполучения заработной платы и выходного пособия.
Если ранее основным последствием для руководителей и участников юридических лиц (контролирующих должника лиц — КДЛ) была «всего лишь» потеря полномочий по управлению компанией и извлечения доходов из финансовых потоков должника, то в данный момент основным риском является привлечение к субсидиарной ответственности, вплоть до взыскания с бенефициара средств в полном объеме непогашенных требований кредиторов.
Объем удовлетворенных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ вырос с 4% (2015 год) до 40% и выше (начиная с 2019 года), а взыскиваемые суммы выросли в сто и более раз.
При этом законодательство о субсидиарной ответственности является прокредиторским:
субсидиарная ответственность при банкротстве физического лица не применяется, задолженность невозможно списать;
презумпция виновности контролирующих должника лиц в банкротстве юридического лица (например, если свыше 50% долгов в реестре кредиторов составляет задолженность перед бюджетом, возникшая вследствие правонарушения, за совершение которого лицо привлечено к уголовной, административной или налоговой ответственности).
Главная рекомендация руководителям и учредителям должников — осуществите предбанкротный анализ деятельности предприятия в соответствии со стандартами, используемыми арбитражными управляющими. Его можно осуществить как самостоятельно, так и обратившись к банкротным консультантам.
В результате данного анализа будут выявлены:
возникновения признаков банкротства и их причины;
круг лиц, которые могут быть привлечены к субсидиарной ответственности;
возможная реальная стоимость активов должника;
наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
оценка материальных рисков для КДЛ, в том числе — последствия для их личного имущества как физических лиц.
Рассмотрим типичный алгоритм действий, в ситуации, когда руководители и собственники компании понимают, что введение процедуры банкротства неизбежно, когда в арбитражном суде находится заявление кредитора, что должник не может погасить задолженность или каким-либо образом ее реструктуризировать.
Рекомендуем реализацию следующего плана:
Ознакомление с материалом дела, включающее анализ действительности задолженности кредитора, что легла в основу заявления о банкротстве, проверка возможностей должника погасить задолженность (в объеме основного долга, чтобы остаток задолженности не превышал 300 000 руб.).
Участие в судебных заседаниях при рассмотрении заявления о признании должника банкротом, с использованием механизма предложения о мировом соглашении в целях реструктуризации задолженности.
Осуществление мероприятий внутри компании на установление действительного объема активов и обязательств;
Проведение инвентаризации основных средств, запасов, ТМЦ, товаров на складе и т.д., с документированием недостачи и принятия мер по поиску виновных;
Проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности со списанием безнадежной в соответствии с законодательством (с разделением способов списания задолженности в целях бухгалтерского и налогового учета) и с формированием пакета документов для целей предъявления возращений при рассмотрении требований кредиторов в процедуре банкротства.
Проведение сверок с контрагентами.
Проведение документальной ревизии должника, на установление фактического нахождения документов бухгалтерского и налогового учета.
Выявление аффилированных с должником лиц, включая лиц, которых можно оценивать как «непосредственно влияющих на деятельность должника», выявление взаимосвязей в группах компаний.
Определение момента объективного банкротства, т.е. момента, «в который должник стал неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, в том числе об уплате обязательных платежей, из-за превышения совокупного размера обязательств над реальной стоимостью его активов» (п.4 ПП ВС РФ от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).
Проведение инвентаризации сделок должника в следующих временных периодах:
A. 1 месяц до момента принятия заявления о признании банкротом или позднее — проверка на предмет выяснения, не привела ли сделка к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности;
B. 6 месяцев до момента принятия заявления о признании банкротом или позднее — проверка на предмет выяснения, не привела ли сделка к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности при условии что кредитору или иному лицу, в отношении которого совершена такая сделка, было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества;
C. 12 месяцев до момента принятия заявления о признании банкротом или позднее — проверка на предмет выяснения неравноценного встречного исполнения, безвозмездности передачи активов по сделки или существенное отклонение (обычно от 30% по ценовым параметрам) условий сделки;
D. 36 месяцев до момента принятия заявления о признании банкротом или позднее — проверка на предмет выяснения, не совершена ли сделка в целях причинения вреда имущественным правам кредиторов.
Пункты A, B, C проверяются с оценкой принадлежности сделок к обычной хозяйственной деятельности и стоимостной оценкой сделки (или связанных сделок), которая не должна превышать один процент стоимости активов должника, определяемой на основании бухгалтерской отчетности должника за последний отчетный период.
Также необходимо выявить все сделки должника, что могут показаться нетипичными для деятельности: цессии, взаимозачеты, оплаты третьих лиц по письмам должника, уступки прав требований, явно убыточные сделки, бартер, давальческие схемы, операции с ценными бумагами и векселями, с аффилированными лицами, операции по выбытию основных средств и ТМЦ, и сформировать для себя ясное обоснование деловой цели таких сделок, оценив при этом и ценовые параметры сделок на соответствие рыночным отношениям.
Оспаривание сделок активно используется арбитражными управляющими как инструмент наполнения конкурсной массы. В 2022 году было удовлетворено 47% заявлений арбитражных управляющих об оспаривании сделок должников. Оценка собственных сделок должником поможет подготовиться и защитить как ваши интересы, так и интересы ваших контрагентов.
Данный подготовительный процесс к процедуре банкротства является трудоемким, что невозможно заменить общераспространенными программами «финансового анализа», использование которых является сугубо формальным подходом к банкротству должников.
В то же время, значимым эффектом от проведенного добанкротного анализа рисков контролирующих должника лиц будет понимание, чего конкретно следует ожидать от процедуры банкротства для руководителей и собственников должника, в том числе — для сравнения стоимости прекращения процедуры банкротства (путем погашения или реструктуризации задолженности) и возможных финансово-материальных последствий для КДЛ.